Раздел 1. История государства и права Древнего мира. 2 страница

3.Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда.

Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. ста­ли Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщин­ного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилиза­ции, который завершился с приходом индоарийских племен.

Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства.

Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенно­го управления. Со временем должность раджи становится наследствен­ной.

С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собра­ний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием зна­ти, приближенных раджи.

Органы племенной администрации перерастают в государственные орга­ны. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государствен­ной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.

Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллекти­вов начали возникать государственные образования, принимавшие фор­му монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе­риоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным госу­дарством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысше­го расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю террито­рию Индостана.

Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также па­дение роли институтов племенного управления.

Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.



Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

• брахманы - члены жреческих родов;

• кшатрии - военная аристократия;

• вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

• шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското­водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это­му способствовали:

• строгая эндогамность - заключение браков между представителями од­ной варны;

• определенная, наследственно закрепленная профессия;

• поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период была община, поскольку объеди­няла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.



В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де­ревни.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.

В общине наблюдался процесс имущественного разделения: верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников; общинники, которые сами работали на своих участках; разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

- ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен­ные мастерские;

- ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

- захваченные под знаменем (военнопленные);

- рабы за содержание;

- рабы, рожденные в доме хозяина;

- купленные;

- подаренные;

- доставшиеся по наследству;

- рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.

Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

• паришад - совет царских сановников;

• тайный совет;

• раджа-сабха, или царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, за­нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де­мократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по ко­личественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по со­ставу собрание знати и представителей городского и сельского насе­ления. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

• договор займа;

• договор найма рабочей силы;

• договор аренды земли;

• договор купли-продажи;

• договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалова­нье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену и она становилась его соб­ственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все иму­щество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

• формы вины;

• рецидив;

• соучастие;

• тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует со­хранение следующих понятий:

• принцип талиона ("мера за меру");

• ордалии (суд богов);

• принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

• государственные преступления;

• преступления против собственности;

• преступления против личности;

• преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убий­ство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите жен­щин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

• смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

• для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

• штрафы;

• изгнание;

• тюремное заключение.

Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от админист­рации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

4. В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

- царство Чжоу- с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;

- царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государ­ственный аппарат.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории:

• общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

• частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

• захват пленных на войне;

• продажа в рабство за долги;

• обращение в рабство за некоторые преступления;

• получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохра­нял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите­лями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновь­ях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, выс­шим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональ­ные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

• высшие гражданские чиновники;

• военные чиновники;

• советники, прорицатели.

4. В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле­мя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого Племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Госу­дарство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

• период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;

• период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;

• период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовла­дельческое государство, усложняется его структура. Общество характе­ризуется более высокой ступенью развития производительных сил, уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения. Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми уп­равляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде­лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она вклю­чала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три клас­са - старшие, средние, младшие.

На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая арис­тократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской арис­тократии.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, по­является тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, одна­ко рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться сво­ими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало иг­рать заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тя­желым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных аренда­торов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

• военнопленных;

• завоеванного мирного населения;

• государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи состав­лена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоеди­нялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослаб­ления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в прави­телей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

• развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе­чества в общественной жизни;

• упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее зем­ли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собствен­ность рабовладельцев на землю.

4. В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного нало­га, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уп­лачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на­несен один из первых ударов.

Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более сильными.

Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно на­ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э. оно подчинило себе остальные китайские государства.

В 359 - 348 гг. до н. э. государственный деятель, главный советник импера­тора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усиле­нию центральной власти.

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по­рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель­ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

• узаконивалось право частной собственности на землю и была официаль­но разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар об­щинному землевладению;

• проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

• в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было прове­дено по территориальному принципу;

• налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

• войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся им­ператор - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сноше­ний. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские цар­ства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В импе­рии были произведены следующие преобразования:

• административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;

• аграрное. Поощрялось земледелие;

• финансовое

• военное.

Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступ­ки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием знатности стали бо­гатство и заслуги перед государством.

В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминист­ративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, кото­рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, осо­бенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось часты­ми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на со­держании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготов­ку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, пре­ступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

• Западная, или Ранняя {Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);

• правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэн-ши (23-25 гг. н.э.);

• Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым момен­том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию стра­ны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его по­мощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной ад­министрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую по­пытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на сме­ну легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

- путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен­ность на нее;

- все земли объявлялись царскими;

- восстанавливалась система общинного землевладения. В области рабовладения:

- отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;

- государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы ста­новились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд­ный процент.

Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разру­шению экономики страны.


0008149882909474.html
0008212124662880.html
    PR.RU™